3/03/2014

"Гранд централ" 2013 Ребекка Злотовски (рецензия)

Гранд централ (Ребекка Злотовски)
Grand Central (2013)

Или с метафорами покончено




Мы привыкли видеть человеческие драмы. На протяжении веков их преподносили по разному – была музыка. Был театр. Сейчас кино меняет наше восприятие драмы. Оно с каждым годом приближает нас всё ближе к ней. Сегодняшнее кино отдаляется от всяческих намеков и пытается открыто показать "как это", "каково это", "что это".

Зритель в картине «Гранд централ» и не наблюдатель, но и не участник. Зритель тесно соприкасается с реальностью, которая его, может быть никогда не постигнет. Это заметно в картинах последних лет. Очень понятный сюжет, почти предсказуемый конец, но мы берем билет не для того, чтобы попереживать (хотя и это есть), а для того чтоб вдохнуть воздух безысходности, пота, атомных реакторов и волос прекрасной Леа Сейду.

Сюжет не нов. Запретная любовь, он влюбляется в девушку своего начальника, она от него беременеет, но выбирает не его. Это всё происходит в одном из опаснейших мест мира -  на атомной электростанции, где малейшая ошибка убивает. Медленно убивает. И к тому же ещё деньги, желание обладать, поиски себя и неопределенность типичная молодости. К концу фильма любовь убивает не меньше всего перечисленного, но таковы все драмы ещё со времен Гомера.

Что мы получаем? В первую очередь мы получаем Сейду. Мы её заметили в "Жизни Адель" и её чувственный образ будет ещё не раз использован режиссерами по назначению. У Франции она есть и это с каждым разом становится всё приятнее. В "Гранд централ" у Леа не самая сильная роль, не самая ёмкая. Она появляется, хорошо выгладит, хорошо плачет и этого достаточно.

Во вторых мы получаем хорошую операторскую работу – мурашки на ногах героини Сейду передаются зрителю благодаря камере ну и конечно благодаря самим ногам Леа.
Радует звуковая дорожка – с современным подходом к нойзу, эмбиенту и прочими примесями современных трендов. Легло очень органично.

Ну и эмоции. Никто их не отменял. Здесь с ними хорошо обращаются – красивые пейзажи, смазливое лицо Рахима, качественный сценарий и смерть, которая ждет даже в кустах, где занимаются запретной любовью главные герои.


Кроме всего, это фильм о взрослении, о человечности, смелости, безысходности и выборе. 
Как любая хорошая картина, она призывает к эмпатии. Мы читаем о АЭС, мы о них слышали, но мы не знаем что это такое. Кино, снятое Ребеккой показывает, очень настойчиво, реалистично, терпеливо и понятно, что это такое. Без метафор мы начинаем понимать что это, как это - и любовь, и смерть, и молодость.

А как это?